На сегодняшний день тема искусства становится все более модной и актуальной, и как средство развлечения, и как сфера инвестирования. Если буквально десятилетие назад каждая уважающая себя светская леди должна была иметь бутик люксовой одежды, то сегодня вы отстали от жизни, если не являетесь обладательницей собственной галереи. Во Франции галерейное дело имеет долгую и интересную историю. На своих страницах Paris-Chance делится с вами адресами самых авторитетных галерей Парижа и рассказывает познавательные истории из летописи французского искусства.
Мы вернёмся на почти сто пятьдесят лет назад, когда арт-рынок еще только формировался, а бизнес в искусстве и галерейное дело были весьма абстрактными понятиями.
Говоря о великих художниках, мы редко имеем представление, благодаря кому они смогли реализоваться. Marchands (маршаны), art-dealers, producers, impresario, меценаты и спонсоры – так теперь называют этих неординарных людей во всем мире.
К середине 19 века в искусстве произошли следующие важные события:
К 60-ым годам 19 века во Франции складывается уникальная ситуация, которая, вместе с другими факторами привела к созданию такого арт-рынка, каким мы его знаем сегодня. Дело оставалось за малым, за человеком - за личностями, которые собственным достижениями завершат огранку этого «алмаза».
Для меня существует 4 ключевые фигуры в искусстве той эпохи. Сегодня речь пойдет о трех из них: Поль Дюран-Рюель, Амбруаз Воллар и Даньель-Анри Конвейлер. Все они сыграли достойную роль на французской арт-сцене, которая была столь плодородна в конце 19-начале 20 века, что их появление, можно сказать, было подготовлено историей.
Славная процессия арт-революций началась с барбизонской школы и Импрессионизма, чьим верным сторонником был Поль Дюран-Рюэль. В искусстве он оказался совсем неслучайно, его отец занимался торговлей картин, и сын стал продолжателем семейного дела. В 1860-70-ых годах Дюран-Рюэль был достаточно известным и успешным маршаном Барбизонской школы и академической живописи, однако именно он стал одним из первых, кто распознал в самом начале 70-ых художественный потенциал новой группы художников, ставших впоследствии известными как Импрессионисты.
Дюран-Рюэль заводит с ними самое близкое знакомство и на долгие годы, становится их опекуном, доверенным лицом и меценатом. Он начинает выставлять, покупать и продавать работы Моне, Писарро, Добиньи, Вистлера и др. За последнее десятилетие 19 века Дюран-Рюэль становится самым авторитетным, известным и коммерчески успешным арт-дилером французского Импрессионизма во всем мире. Ему удается фактически основать художественный рынок для Импрессионизма в Соединенных Штатах и в Европе, что значило, спровоцировать спрос и предложение, а главное – интерес и моду на стиль. Многочисленные выставки на обоих континентах, статьи в прессе, каталоги, информация о новом стиле и художниках – Дюран-Рюэль приложил массу усилий для популяризации нового направления в искусстве действительно во всем развитом мире. Восхищаясь открытостью американцев ко всему новому Дюран-Рюэль сказал однажды, что «Американская публика не смеется и не обсуждает новинки. Она просто покупает».
Среди художников, которых он поддерживал: Эдгар Дега, Эдуард Мане, Клод Моне, Берта Моризо, Камиль Писарро, Пьер-Огюст Ренуар, Альфред Сислей и множество гораздо менее известных. Кроме того, Дюран-Рюэль был настоящим инноватором – ему принадлежит фактическое создание структуры арт и галерейного-бизнеса. А если смотреть глубже, то на его счету основание института, который мы сейчас называем современным художественным рынком. Во времена, когда в мире существовали лишь комиссионные лавки и магазины картин, он первый предложил правила арт-менеджмента, а также задачи и сферы деятельности художественной галереи, как значимого игрока рынка и экономики.
В течение нескольких десятилетий он вкладывает в совершенно молодых и неизвестных художников, покупает их картины, выставляет по всей Европе и США, публикует каталоги их работ, организовывает аукционы и продажи. Он даже основывает и издает два художественных журнала, в задачах которых просвещение и пропаганда новых течений, художников и техник. Арт-дилер также бесстрашно сражается за своих протеже с формалистами, академиками и художественными критиками, отстаивая их право на существование, отслеживает, чтобы его художники попадали в самые лучшие частные и публичные коллекции.
Всё, что он сделал для искусства – было действительно делом его жизни, и мы можем смело назвать Поля Дюран-Рюэля «Отцом Современного искусства».
Материал подготовила